Анализ рынка труда Новосибирской молодежи

Среди общего числа, как зарегистрированных, так и не зарегистрированных безработных, самый высокий процент наблюдается среди молодежи. Молодежь это выпускники учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, в возрасте от 16 до 29 лет. На данный момент в Новосибирском городском центре занятости населения, официально зарегистрировано, приблизительно 1850 молодых людей в возрасте до 29 лет. Возрастная структура безработной молодежи то 16 до 29, распределяется следующим образом: 6,9% из них составляют лица в возрасте до 18 лет, 55,3% — в возрасте от 18 до 22 лет и 37,8% — в возрасте от 23 до 29 лет. Как видно наибольшая доля молодых безработных это школьники, не поступившие в ВУЗы.

На сегодняшний день в области труда и занятости молодежи, сформировался ряд актуальных проблем, среди которых:

  • отсутствие у молодого специалиста практического опыта работы по специальности (и связанная с этим его слабая конкурентоспособность на рынке труда);
  • отсутствие навыков собственного трудоустройства;
  • низкая профессиональная ориентация молодежи (не определенность в выборе профессии и дальнейшей области профессиональной деятельности);
  • несоответствие получаемых в учебных заведениях знаний потребностям реальных рабочих мест;
  • резкое снижение социального потенциала рабочих мест (социальные гарантии);
  • слабая мотивация на трудовую деятельность;
  • дисбаланс спроса и предложений на рынке труда на различные группы специалистов.

Проведенные учеными социологические исследования на тему “Молодежь на рынке труда Новосибирска: ценностные ориентации и мотивы поведения” показали и подтвердили устойчивость, выше обозначенных проблем. Данное исследование проводилось в виде анкетирования выпускников учебных заведений. Результаты показали что больше всего выпускников школ тревожит получение работы в будущем (69% ), и получение высшего образования (свыше 90%). Многие ребята понимают, что в дальнейшем, продолжить учебу в ВУЗе, смогут лишь некоторые. Здесь высокая ориентация школьников на учебу в ВУЗах слабо согласуется с современной рыночной конъюнктурой. Например, по данным за 1997 год, выпуск из 11-ых классов средних дневных школ составил 9 286 человек, и после окончания школы этот поток распределился следующим образом: поступило в высшие учебные заведения (ВУЗы) — 66,6%, поступили в средне специальные учебные заведения (ССУЗы) — 17,6%, поступили в профессионально-технические училища (ПТУ) — 5,1%, начали работать — 5,9%, забрали в армию — 2,6%, прочие — 2,2%. В связи с высокой мотивации выпускников школ обучаться в ВУЗах, система высшего образования в городе заметно расширилась: ВУЗов (государственных) стало 18, число студентов возросло нанесколько тысяч человек.

Хотя эти возрастающие показатели количества учебных заведений, не каким образом не повлияли на общий уровень высшего профессионального образования. Объясняется это тем, что сейчас, рынок спроса на получение высшего образования превышает имеющиеся предложения. И теперь система высшего образования стала еще и не плохим способом зарабатывать деньги. Некоторые, даже государственные, ВУЗы увеличивая цены за обучение, так и не находят средства на повышения эффективности образовательных систем подготовки специалистов. Инновацией в сфере высшего образования стала дистанционная форма обучения, которая дает возможность обучаться тем, кто живет на территории области. Но, данная система обучения в Новосибирске развивается очень медленно.

Заглянув вперед можно сказать, что далеко не всегда область профессиональной деятельности предопределяется полученной специальностью в ВУЗе. Выпускники ВУЗов, которые учились на бесплатной основе, в дальнейшем при отсутствии подходящей работы — означало только потерянное время. Нынешние же студенты нередко учатся на платной основе, и для них отсутствие работы, в дальнейшем, по специальности будет означать еще и потерянные деньги (порой весьма значительные). Данная формирующаяся тенденция противоречит теории “человеческого капитала” Г.Бэкера (G.Beker), согласно которой вложение средств индивидом в качество образования повышает его конкурентоспособность на рынке труда.

Вопреки, всем отрицательным обстоятельствам, на сегодняшний день сохраняется имеющиеся ныне тенденция, что образованный — будет всегда для молодежи, как социальная ценность (престиж, статус, ресурс, и т.п.).

Одним из очень важных моментов в решении проблем трудоустройства молодежи является развитие эффективной системы профориентации. При выборе дальнейшей профессии молодежь стала более прагматичной: лишь треть сделала выбор из идеальных побуждений (“нравиться”, “это мое призвание” и т.п.); остальные — из практических (заработок, легче учиться и т.п.) или случайно (“за компанию”, “было все равно”). Практически половина школьников (47,9%) еще не определилась по окончании средней школы в окончательном выборе профессии.

Малопривлекательными для молодежи стали рабочие профессии, такие как столяр, газорезчик, газоэлектросварщик, жестянщик, закройщик, каменщик, кочегар, кровельщик, маляр, монтажник, плотник, портной, слесарь, токарь, электрик, электромонтер. Рынок труда, по этим специальностям, переполнен выгодными предложениями для молодежи. Спад интереса к специальностям социально-профессиональной группы обусловлен снижением уровня их престижа. Говоря простым языком, молодежь сейчас все более склона к умственному труду, нежели работе (в области строительства, ЖКХ, уборке территорий, и т.п.).

Стремительная трансформация сферы занятости, резкое ухудшение структуры рабочих мест сопровождается понижением их социального потенциала (уровень зарплаты, наличие социальных гарантий, стабильность рабочего места, необходимый уровень социальной защищенности, а также возможность профессионального роста). Но, требования к претенденту (молодому специалисту) остаются на очень высоком уровне. Так при низкой зарплате предъявляются очень высокие профессиональные требования (образование), испытательный срок, превышающий допустимые нормы, требуется опыт работы по специальности, а в некоторых случаях увеличение объема рабочего времени.

И все же, зарплата выступает основным мотивом выбора места работы. Поэтому трудоспособное население, и особенно молодежь, в поисках приемлемой зарплаты жертвует остальными характеристиками рабочего места, не особенно задумываясь о будущем.

Решение проблем в области трудовой занятости молодежи, некоторые видят в возвращении к системе плановой подготовки студентов и трудоустройства, которая определялась бы региональным и федеральным заказом. В компетенцию ректората ВУЗа сейчас уже не входит дальнейшее трудоустройства выпускника, а главной целью учебы в ВУЗ является получение “свободного диплома” (образования), а не специальности. Городские государственные организации, которые содействуют трудоустройству молодежи, не в силах решить всех проблем в этой сфере.

Городские комитеты по делам молодежи иногда проводят методическую работу с молодежью, являются организаторами различных мероприятий и т.д. Областная функциональная программа “Молодежь Новосибирской области (2001-2003 гг.)” с ее подпрограммой “Занятость”, учитывая недостаточное финансирование, требовала разработку плана мероприятий привлечения, в решение проблем занятости молодежи, коммерческие и некоммерческие организации.

Городская служба занятости населения для стабилизации уровня безработицы проводит профессиональные курсы(переобучение), ярмарки вакансий, работают районные информационные и консультационные центры для тех, кто ищет работу. Так недавно, на базе Новосибирского городского центра занятости населения (НГЦЗН), закончились сроки проведения программы “Молодежная практика”, целью которой является трудоустройство выпускников (преимущественно ВУЗов) учебных заведений в возрасте от 16 до 29 лет, зарегистрированных в качестве безработных, на временные рабочие места, что предположительно позволили им приобретать профессиональные навыки (т.е. практический опыт). Данная программа была организована на основании приказа Федеральной Службы занятости Российской Федерации от 22 ноября 1994 года № 150. По итогам завершения этой программы оказалось, что служба занятости была не в силах полностью обеспечить молодежь ресурсами необходимыми для успешной реализации своих профессиональных (творческих) навыков.Социальные последствия постоянной безработицы для отдельных индивидов связаны с ростом бедности, заболеваемости и смертности, а так же высокой напряженностью в семейных отношениях. По отношению к обществу в целом эти последствия заключаются в невозможности получить отдачу от социальных инвестиций в “человеческий капитал”, производимых посредством системы образования, а также в потере доходов от налогообложения, совмещенной с ростом издержек на пособия по безработице, что угрожает финансированию других секторов государственного всеобщего благосостояния. Некоторые исследователи в области трудовой занятости, утверждают, что развитие автоматизации и расширение сферы услуг, ведут к более высокому постоянному уровню безработицы, и что полная занятость практически невозможна.

В Заключении можно сказать лишь одно. Сейчас действительно есть необходимость разработать, и поэтапно осуществить эффективную государственную программу, направленную на улучшение социально-экономического благосостояния общества в целом, не только молодежи. Добиться этого, можно лишь тогда, когда все законы, которые защищают права и свободы человека, будут работать и действовать. В этом и есть самая главная проблема развития государства.

By Alexander Marchenko, Russia

Оставьте коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *